Тольятти Новости

Мужчины Тольятти стали говорить больше

Психологи «телефона доверия» для инвалидов и пожилых людей говорят, что главная проблема горожан — дефицит доверия и общения

В нашем городе работает несколько «горячих линий» экстренной психологической помощи, три «телефона доверия» ежедневно принимают звонки от горожан. Телефон доверия для инвалидов и людей пожилого возраста — 70-70-40 — работает уже несколько лет в круглосуточном режиме. Те, кто ежедневно добровольно выслушивает все самые плохие новости от своих земляков, поделились с «ПС» своими мыслями по этому поводу.
— Службы экстренной психологической помощи периодически открываются и закрываются в нашем городе, — рассказала психолог службы Юлия Ульянова. — Для того чтобы «телефон доверия» был успешным, он должен действовать на протяжении нескольких лет. Клиентам нужно привыкнуть, что есть такой номер, куда можно позвонить, обратиться со своей проблемой. Более того, клиенты зачастую привыкают к одному психологу и желают общаться только с ним.

По словам Ульяновой, в первую очередь телефон доверия 70-70-40 работает для социально незащищенной категории граждан и служит для оказания экстренной психологической помощи для инвалидов и граждан пожилого возраста.
— По крайней мере, мы позиционируем себя так, — отметила Ульянова. — Но психолог никогда не откажет в консультации, кто бы ни звонил. Телефон у нас круглосуточный. Большее число звонков приходится на день. Мы различаем несколько категорий звонков. Есть информационные, когда люди интересуются экстренной помощью, социальными службами, бесплатными юридическими консультациями. Такие контакты у нас есть, мы направляем туда обратившихся. Но главная наша работа — это профильные звонки, то есть по психологическим затруднениям. Самыми сложными среди них являются «кризисные»: суицидальные мысли, проблемы, связанные с разводами, смертью близких людей, аварией, травмой, серьезной болезнью, какими-то потерями.

По словам Ульяновой, часто люди звонят, когда просто хотят поговорить о своих семейных отношениях, супружеской измене, сложных взаимоотношений отцов и детей. Очень актуальна для Тольятти, по наблюдениям психологов, проблема «пустого гнезда» — когда дети разъехались из дома, а родители остались одни и затосковали.
Но чаще всего звонят люди, которые серьезно больны. Например, онкологическим заболеванием.
— Онкобольным очень эмоционально тяжело, потому что зачастую они не хотят нагружать своих близких, — говорит Юлия Ульянова. — Им бывает одиноко, не с кем поговорить о болячках. Как правило, такие люди звонят несколько раз, когда болезнь усугубляется, прослеживаются даже суицидальные наклонности, а потом все налаживается, душевное состояние улучшается, и они звонят просто поговорить.
Обращений, связанных с суицидом, в службу психологической помощи поступает за год более 300. И случаев, когда психолог «телефона доверия» останавливает человека от такого шага, много.
— Когда принимаешь звонок от человека, который говорит, что хочет покончить жизнь самоубийством, самой главной задачей является снять эмоциональное напряжение, чувство тревоги и беспокойства, — говорит Юлия Ульянова. — Важно самим не напугаться, не поддаться панике, не «пойти» за клиентом, а, наоборот, потихоньку «перетянуть» его к себе. Здесь очень важна настройка голоса, ведь на определенной голосовой волне можно не спеша вести клиента к равновесию. Дальше нужно разговаривать о причине, приведшей к такому поведению.
Не так давно звонил молодой человек, который заявил, что после разговора со мной пойдет и перережет себе вены, мол, его не переубедить. Потом он перезвонил, сказал, что сейчас попьет кофе — и тогда уже сведет счеты с жизнью. Затем он звонил еще. Вот так, разговаривая, анализируя причины, он передумал заканчивать жизнь самоубийством. Проблема заключалась в том, что его бросила гражданская жена, он был с этим не согласен и очень переживал.
По словам психолога, у них есть все телефоны экстренных служб города: милиции, спасателей, скорой помощи, но позвонить они туда могут, если это необходимо, только после разговора с клиентом. Одновременно разговаривать с обратившимся и вызывать спасателей, даже если человек стоит у открытого окна, психолог физически не может. Поэтому весь груз ответственности ложится на него — и тут нельзя допустить ошибки. Безусловно, эмоциональная нагрузка дает о себе знать, и риск профессионально «выгореть» весьма велик.
— Для того чтобы справиться с нагрузкой, мы регулярно проводим семинары с коллегами, — рассказала Юлия Ульянова. — Бывают случаи, когда нужна профессиональная оценка другого специалиста. Все это помогает нам справиться.
Психологи телефона доверия отмечают, что сегодня в Тольятти среди обратившихся количество мужчин и женщин выравнивается.
— В первое время нашей работы преобладали женщины, сейчас выравниваются позиции, — говорит Ульянова. — Стало много молодежи. Когда начался экономический кризис, к нам обратилось большое число молодых мужчин с вопросами, как им теперь прокормить семью, много было суицидальных мыслей, говорили, что выхода нет, ведь набрали много кредитов, а зарплату не платят. Вообще, проблемы, связанные с профессиональным риском и самоопределением и, конечно, финансовой нестабильностью, составляют примерно 30-40% от всех обращений. Но в любом случае хорошо, что к нам стали обращаться мужчины, рассказывать о своем душевном состоянии, потихоньку «разговариваться». Хочу сказать всем горожанам, что сделать первый шаг и позвонить вовсе не страшно. Многих пугает, что это может быть не анонимно, город маленький, но на самом деле имена могут не называться. Нужно пробовать, потому что в любом случае — это опыт общения. Порыв души не надо останавливать. Мне кажется, такая услуга очень важна, потому что наше общество еще не дозрело до того, чтобы открыто прийти на консультацию к психологу.

Фото: Людмила ЯХТИНА

Площадь свободы

Анна СУХАРЕВА


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru