Тольятти Новости

Где искать правду

Какие документы регламентируют работу управляющих компаний и жилищно-коммунальных служб города

По информации сотрудников отдела по защите прав потребителей мэрии Тольятти, вопросы, связанные с работой управляющих компаний и жилищно-коммунальных служб города, поступают сюда ежедневно. При этом чаще всего помощь специалистов нанимателям и собственникам жилья вряд ли потребовалась бы, если бы авторы обращений знали, что гарантирует им действующее законодательство в сфере ЖКХ, и понимали, какие права и обязанности имеют они как потребители жилищно-коммунальных услуг.
Основополагающим документом, на основе которого работает отрасль ЖКХ сегодня, остается Жилищный кодекс РФ, принятый в 2004 году. Наряду с порядком управления многоквартирными домами он четко регламентирует систему начисления и сбора квартплаты. Так, закон гласит, что жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), за которые взимается квартплата, включают в себя несколько «компонентов»: жилищные услуги (содержание, ремонт и уборка дома и придомовой территории), коммунальные услуги (отопление, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение) и прочие услуги (радиоточка, телефон, телевидение и т.д.). Причем, в соответствии с ЖК, плата за жилое помещение и коммунальные услуги должна вносится ежемесячно, до десятого числа месяца, следующего за расчетным (за исключением случаев, когда иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом).
Работа коммунальных служб регламентирована также ГОСТом Р 51617-2000, который, в том числе, дает определение как самих жилищно-коммунальных услуг, так и стандартов их оказания. В частности, ГОСТ говорит, что ЖКУ представляют собой действия их исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды. Также в ГОСТе указано, что ЖКУ должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, нормативной и технической документации на услуги конкретного вида, а также условиям договора между исполнителем и потребителем.
Другой нормативный акт, по которому работает сегодня сфера ЖКХ, представляет собой Правила предоставления коммунальных услуг (ППКУ), в которые входит перечень требований к предоставлению этих самых коммунальных услуг. Так, в соответствии с ППКУ, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры окружающего воздуха. Иными словами, опираясь на ППКУ, исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством РФ и договором управления; производить уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность; вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения; в течение двух рабочих дней с даты получения заявления направлять потребителю извещение о его приеме и последующем удовлетворении или отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа; информировать потребителя о плановых перерывах предоставления коммунальных услуг не позднее, чем за десять рабочих дней до начала перерыва; производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги и не позднее трех рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей.
Согласно тем же ППКУ, исполнитель жилищно-коммунальных услуг, то есть управляющая компания или ТСЖ, имеет право: требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором — уплаты неустоек (штрафов, пеней); требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое им жилое помещение работников или представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования; в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще одного раза в шесть месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб.
Так или иначе, в случае, если ЖКУ предоставляются некачественно или не в полном объеме, потребитель имеет право потребовать от поставщика услуг пересмотреть размер платежей, то есть произвести перерасчет. Весомыми причинами для этой процедуры, в соответствии с федеральным законодательством, считаются: временное отсутствие граждан в занимаемом помещении (платежи уменьшаются при предоставлении документов, подтверждающих, что жильцы свыше пяти календарных дней не жили дома — находились в командировке, в больнице и.т.д.); проживание в квартире не прописанных здесь граждан (платежи увеличиваются пропорционально количеству «новых» жильцов); перерасчет с целью исправления ошибок, допущенных сотрудниками бухгалтерии; перерыв в предоставлении коммунальных услуг, превышающий установленную продолжительность; оказание коммунальных услуг ненадлежащего качества.
По сообщению специалистов отдела по защите прав потребителей мэрии, именно два последних обстоятельства чаще всего становятся основанием для перерасчета платы за ЖКУ в Тольятти. И самое тяжелое здесь — доказать, что факты нарушения со стороны коммунальных служб действительно были. Для этого, во-первых, нужно знать, какое именно качество услуг предусмотрено нормативами. Во-вторых, необходимо документально подтвердить, что данные стандарты не были соблюдены. Итак, в соответствии с ППКУ, для того чтобы добиться перерасчета, потребитель прежде всего уведомляет о сбое аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании или ТСЖ. Причем сообщение (в том числе и телефонное) подлежит обязательной регистрации, а сотрудник службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию и имя), ее регистрационный номер и время приема. В сообщении всегда должны указываться имя и фамилия жильца, точный адрес, причина жалобы. Далее возможны два варианта развития событий. Если диспетчеру уже известны причины сбоя, то об этом он сразу сообщает обратившемуся. В том случае, если информация о данном факте отсутствует, согласуется время приезда коммунальных служб для проверки жалобы. По результатам проверки составляется акт, который подписывают потребитель и исполнитель. Если к единому мнению прийти не удалось, то определяется новая дата визита, куда приглашаются представители государственной жилищной инспекции и по желанию представители государственных, муниципальных и общественных структур по защите прав потребителей.
Далее речь может пойти о выставлении претензий через письменные заявления, которые должны составляться в двух экземплярах. Направлять их можно руководству управляющей компании (срок ответа в этом случае составляет 10 календарных дней); государственной жилищной инспекции (если требуется составление акта или необходима выдача предписания); центру гигиены и эпидемиологии (для анализа качества воды); муниципальному органу по защите прав потребителей (для составления текста обращения, содействия в получении ответа от управляющей компании); в прокуратуру (если не даются ответы, в том числе для возобновления подачи прерванных жилищно-коммунальных услуг во всем доме) и в Роспотребнадзор (для содействия в получении ответов, актов и.т.п.). При этом в случае, если вопрос не решается даже таким образом, потребитель ЖКХ все по тому же Жилищному кодексу РФ вправе обратиться с исковым заявлением в суд.

Площадь свободы

Юлия РОМАНЕНКО


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru