Тольятти Новости

Борис Алешин: «Классика» и «Самара» еще поживут»

Президент ОАО «АВТОВАЗ» — о перспективах развития предприятия

Борис Алешин был назначен на должность президента АВТОВАЗа 13 сентября 2007 года. Как он оценивает итоги первого года работы в качестве руководителя автозавода? Закончено ли формирование системы управления АВТОВАЗом? Возможна ли реструктуризация АВТОВАЗа — вывод в отдельные АО конвейера и вспомогательных производств? Что АВТОВАЗ планирует передать городу, а что выставить на продажу? Ответы на эти и другие вопросы — в интервью «ПС».

— Как вы оцениваете итоги первого года вашей работы на АВТОВАЗе?
— Главной задачей для меня и моих коллег было заложить основы дальнейшего развития. Весь этот год мы двигались в трех направлениях. Первое — это укрепление коллектива, второе — поиск стратегического партнера, третье — работа над новым модельным рядом, которая близка к завершению. Я полагаю, что в октябре мы обнародуем свой новый модельный ряд, а до конца года будет разработан бизнес-план по его внедрению.
Конечно, самым знаковым событием года является вхождение в капитал АВТОВАЗа стратегического партнера — Renault
Безусловно, мы провели за этот год анализ всей системы управления и структуры производственных активов. Совершенно очевидно, что эта структура требует коррекции. В 2009 году мы будем активно двигаться по нескольким направлениям. Первое — продажа непрофильных активов, которые никак не задействованы в процессе производства. Второе — вычленение автокомпонентного и машиностроительного бизнеса. Третье — наращивание утерянных позиций по продажам запчастей.
Я думаю, мы пойдем по пути передачи социального блока в счет субсидий федерального бюджета. Конечно, не всего, мы не предполагаем изменить всю социальную программу, но то, чем должен заниматься город, мы хотели бы отдать. И наращивать тогда другие социальные услуги для наших работников. С другой стороны, мы будем более активно и более масштабно заниматься внедрением бережливого производства. Полагаю, что появится ряд консультантов в этом направлении. Оптимизация всех процессов производства неизбежна, у нас идет борьба за снижение себестоимости.
— На какие финансовые показатели планирует выйти АВТОВАЗ на конец 2008 года?
— Есть показатели чистой прибыли, и есть международный показатель EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации), и то и другое будет снижаться, поскольку растут издержки как в производстве, так и административные. Мы получили очень высокий уровень цен на комплектации, на 14%. Кроме того, у нас будет увеличение заработной платы на 25,4% до конца года. Но я не вижу ничего критического в снижении показателей чистой прибыли и EBITDA.
У нас, конечно, есть резервы для улучшения этих показателей: нам необходимо развивать бизнес по автозапчастям, улучшать логистику, снижать себестоимость продукции. Если мы сможем передать социальные программы городу, то получим существенный прирост рентабельности в 2009 году.
Нам требуется глубокая модернизация. Мы имеем ряд критических позиций. Мы не можем увеличить производство из-за отсутствия двигателей, поэтому приобретаем лицензию Renault для расширения производства. У нас есть проблемы с литьем, есть проблемы с механообработкой блоков, есть проблемы в прессовом производстве. Все эти проблемы мы видим, понимаем, будет составлена четкая инвестиционная программа для того, чтобы в 2012 году выйти на выпуск 1,2 млн автомобилей.
— На своем первом брифинге после назначения на должность президента АВТОВАЗа вы говорили, что сторонник простой системы управления. Можно ли говорить, что ее формирование завершено?
— Во-первых, мы ликвидировали перекрестное владение. Компания теперь абсолютно прозрачна. Монолитна и прочна по своей идеологии, философии развития. Соответствующим образом выстроена и система управления. Появился новый совет директоров, появилось два новых акционера — Renault и «Тройка-Диалог».
Во-вторых, создана новая система управления предприятием. Мы поработаем в такой конфигурации как минимум пару лет. АВТОВАЗ управляется правлением, во главе которого стою я. Мой первый заместитель — бывший сотрудник Renault Ян Венсан. Есть вице-президенты, которые возглавляют ряд дирекций, или направлений, или ведут программы и проекты.
Старшим вице-президентом по продажам и маркетингу на днях был назначен Алексей Криворучко. Я надеюсь, что в ближайшее время акционеры примут решение о введении его в состав правления. Что касается последней вакантной топ-должности — старшего вице-президента по стратегии, то пока я не готов назвать кандидатуру. С ней мы должны определиться в течение полугода.
Я думаю, полностью формирование системы управления мы завершим к середине 2009 года. Административный аппарат требует серьезных коррекций и серьезных технологических изменений. В жизнь вошли колоссальные новые возможности, а у нас устаревшие методы решения задач по учету персонала, зарплате и многому другому.
— Речь идет о сокращении среднего звена или топ-менеджмента?
— Топ-менеджмент не будет задет, поскольку он будет еще формироваться до середины 2009 года. Преобразования коснутся среднего звена.
— Когда будут сняты с производства старые модели АВТОВАЗа — «классика» и «Самара»?
— Проблема снятия с производства старых моделей — это проблема рыночного позиционирования. Я считаю, что эти машины еще поживут. И говорить о конкретной дате снятия с производства нельзя. Они востребованы на рынке, и пока рынок дает отклик, мы будем их производить. Мы выполняем все новые требования по безопасности, по экологии и т.д. Все наши силы направлены на создание нового модельного ряда, но старый еще поживет.
— Возможна ли реструктуризация АВТОВАЗа — вывод в отдельные АО вспомогательных производств?
— Да, и проект уже готовится. Автомобильное производство в классическом виде должно состоять из проектных мощностей, штамповки, сварки, окраски, сборки, научно-технического центра, системы сбыта, поставки запчастей плюс вся логистика. Вот контур современной автомобилестроительной компании. Все остальное не должно входить в ее состав.
Судьба вспомогательных производств неоднозначна. То, что они будут выделены в отдельные АО, я не сомневаюсь. А вот будем ли мы оставлять в них за собой контрольный или стопроцентный пакет, этот вопрос еще открыт. Мы изучаем мировой опыт, поскольку почти все компании проходили этот процесс. В некоторых случаях полная передача на аутсорсинг подобных активов себя не оправдала. Мы сейчас аккумулируем этот опыт и будем на его основании принимать решения.
— Когда будет готова эта программа?
— Я полагаю, что после того, как будет утверждена концепция, мы будем уже двигаться дальше. Там дальше оценка, планировка и т.д. Мы все должны закончить к концу 2011 года.
— Как сейчас выстраивается политика АВТОВАЗа по логистике, в свое время отданной на откуп Группе СОК?
— Что оставлять у себя, что отдавать на аутсорсинг — это второй вопрос. Первый — как будет выглядеть логистическая структура. Пример. В советское время на железнодорожном транспорте перевозилось 70% продукции. Сегодня мы не перевозим и 10%. Мы в Омск везем свою продукцию автовозами. Это недопустимо, поскольку это колоссальные затраты. Поэтому первое, что мы будем определять, это наложение топологии нашей дилерской сети и наших поставщиков на провозные мощности железной дороги и автомобильного транспорта. Мы будем в будущем делать большую ставку на развитие партнерских отношений с РЖД. Думаю, будут построены дополнительные терминалы по всей стране. Инвестором строительства этих терминалов выступит РЖД. Мы, в свою очередь, готовы передать им часть бизнеса, например предпродажную подготовку на таких складах. Задача — через три года выйти по тарифам на железнодорожные перевозки на тот же уровень стоимости километра, что и в автомобильных перевозках. По сути, нам надо создать конкурентную среду для выбора и оптимизации. А уже дальше смотреть — что на аутсорсинг.
Еще раз хочу подчеркнуть, АВТОВАЗ переходит в новую фазу, АВТОВАЗ возвращает себе ряд утерянных влияний и на рынке, и среди поставщиков. Но влияний не с точки зрения владения этими компаниями, а именно через твердые договорные обязательства и программы.
— Когда будет готова программа вывода непрофильных активов?
— По поводу машиностроительного производства мы уже говорили, что устремляем свои взгляды к созданию холдинга. А что касается других непрофильных активов, то полагаю, что целый ряд объектов, которые не дают нам того уровня прибыли, на который мы рассчитывали, — гостиницы, спортивные сооружения, базы отдыха — должны уйти с баланса автозавода. Что-то уйдет по программе передачи городу под субсидии федеральные, что-то мы будем продавать.
— Что подразумевается под передачей городу под федеральные субсидии?
— Наша заявка на ежегодные федеральные субсидии на сумму в размере 1,7 млрд руб. Мы настойчиво проводим линию на то, чтобы федеральное правительство обеспечило субсидиями г.о. Тольятти. Что это будет — трансферт через Самарскую область или напрямую — это вопрос техники.
Как только мы получим субсидии, будет создан совместный попечительский совет города и АВТОВАЗа и начнется программа по передаче и выводу непрофильных объектов социального назначения. Причем передаваться городу будут исконно муниципальные объекты, которые не имеют никакого отношения к нашему бизнесу.
Во-первых, почему мы должны заниматься лизингом автобусов, организацией маршрутов и многим другим. Мы можем оказывать социальную услугу своим рабочим, субсидируя покупку билетов. Но мы не можем заниматься организацией этого бизнеса.
Второе направление — это медицина. Мы оставим на АВТОВАЗе только те медучреждения, которые находятся непосредственно на территории завода и позволяют обеспечить скорую медицинскую помощь сотрудникам.
Третье направление — детские дошкольные учреждения. От того, что мы их перепаковали и назвали некоммерческим партнерством «Планета детства», ничего не изменилось. Сколько ни говори, сладкое слаще не станет, если не положить хоть кусочек сахара. Мы по-прежнему несем в одиночку все траты, а город и область в этом процессе не участвуют. Мы готовы за это платить, но не готовы вести этот бизнес.
Четвертый блок — это все прочее, то есть общежития, базы отдыха и многое другое.
— Планируется ли вывод комбината общественного питания (КОП)?
— Мы его выделим в отдельную 100-процентную «дочку» и сменим систему управления. Я думаю, что будут приглашены профессиональные управляющие.
— Рассматривает ли АВТОВАЗ возможность передачи «Лада-Дома»?
— Поймите, везде, где мы занимаемся непрофильным бизнесом, мы не преуспели и, кроме проблем, убытков и раздражения людей, ничего не получили. Под этим надо расписаться раз и навсегда. «Лада-Дом» будет продан.
— Поставлен ли окончательно крест на проекте «Калина»?
— Мы столкнулись с трудностями по вычленению «Калины» из бизнеса «АВТОВАЗгро» и передаче городу, поэтому будем продавать целиком все «АВТОВАЗАгро». Мы оформим землю и продадим и «АВТОВАЗАгро», и «Лада-Дом» по всем канонам реализации актива с оценкой, с аукционом и т.д.
— Отказался ли АВТОВАЗ от планов по продаже энергетических активов?
— Продажа ТЕВИСа и «Электросетей» — дело ближайшего будущего. Но тут мы будем действовать осторожно, понимая, что обеспечение энергетикой — тема нежная. Мы сейчас ведем переговоры по ТЕВИСУ с ВоТГК и, полагаю, будем сначала на партнерских отношениях обеспечивать его работу с возможной последующей продажей ВоТГК контрольного пакета. Что касается «Электросетей», то я сейчас капитально продумываю аналогичный альянс уже с Межрегиональной сетевой компанией.
— Как вы оцениваете работу сбытового холдинга «Лада-Сервис»?
— «Лада-Сервис» мы также будем продавать в 2009 году. «Лада-Сервис» — это задача, связанная со сбытом автомобилей. И эта задача может осуществляться на аутсорсинге. Система сбыта должна отвечать нашим стандартам, мы должны контролировать цены и всю систему выполнения, но для этого нам не обязательно владеть контрольным пакетом. Это излишняя роскошь. Мы сегодня работаем с компаниями, которые к нам по признаку собственности не имеют никакого отношения, и эти компании работают блестяще. Поэтому все лишнее, все, что не входит в контур автомобилестроительной компании, будет продано.
— В какой стадии формирование холдинга автокомпонентов?
— Работа по созданию холдинга уже идет. Компании, которые были проданы Оборонпрому, — СААЗ, ДААЗ и СМЗ — будут выкуплены и станут основой холдинга.
Мы полагаем, что в этом холдинге у нас будет контрольный пакет, но в последующем мы также не исключаем его продажи. Весь вопрос заключается в том, что мы как завод должны иметь альтернативу. Поэтому для нас формирование холдинга, с одной стороны, возможность создать на будущее более адекватную систему поставок, но с другой — надо следить за тем, чтобы не взрастить себе монополистов.
— Планирует ли АВТОВАЗ выставлять свою команду на выборы в городскую думу?
— Я не могу и не хочу одновременно руководить и городом, и заводом. Мне нужны дееспособные партнеры, с которыми можно будет вести диалог. Поэтому мы не останемся в стороне от этих выборов и поддержим команду кандидатов.

Площадь свободы

Николай Краснов


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru